М.И. Мельцер: О настоящем бойце, о тренерах и великом тренере
Русский
Представляем вашему вниманию выдержки из дневника советского и российского спортсмена и тренера по боксу и кикбоксингу, заслуженного тренера России (1995 г.) Марка Ионовича Мельцера, тренера СШОР по боксу «МГФСО» Москомспорта.
О настоящем бойце
Настоящие бойцы — те, кто получают от боя не то чтобы наслаждение или удовольствие — эти слова не подходят, но столь острую встряску, обострение всех чувств при потере ощущения боли кроме пожалуй смертной боли от ударов в печень, солнечное сплетение, пах, горло. И после боя, когда наступает эйфория, и затем расслабление и усталость и начинает болеть все тело, все перенапряженные мышцы и связки, все ссадины, рассечения, ушибы, но ты счастлив, как может быть счастлив короткое время только боец.
Неважно какие титулы и звания ты носишь — главное есть в тебе эта сумасшедшая потребность погружаться в опасность и стресс — значит ты боец. Обучить приемам боя можно почти всех. Воспитать бойца можно только из людей этой специальной «породы».
О тренерах и великом тренере
Мне повезло больше других встречаться и общаться со спортсменами, тренерами, функционерами в разных странах. И мало где я видел более приниженных и бесправных тренеров [чем у нас]. (Я не имею в виду элиту, так сказать, приближенных, многоуважаемых, многие из которых действительно заслуживают уважения).
Причем надо осознать, что тренер — не единственный, но главный, профессионал в сложной цепочке спортивных взаимодействий. Федерация, судьи, спонсоры, которые иногда много решают, — избираются на время. И разобщенность тренеров, выбирающая себе обслуживающий персонал, приводит к тому, что мы выбираем не обслуживающий персонал, который конечно… «пардон» о верхушке я слишком непочтительно. Хорошая верхушка нужна весьма, через нее, как через ботву у картошки, к боксерам идут средства, то бишь энергия и наоборот.
Тренер — тот, кто почти ежедневно из года в год приходит в спортзал или на спортплощадку и обучает спортсменов разных видов спорта причем зачастую каждый на свой манер.
Тренеры различаются на общественников и профессионалов. Общественник — тот, кто получает удовольствие от процесса обучения других людей тому, чего он зачастую сам делать не умеет. Тем не менее множество отличных спортсменов подготовлено или начинали подготовку у общественников, и за это им низкий поклон.
Профессионалы, как правило гораздо более сведущи, но и зачастую подвержены порокам (пьянству), что объяснимо безнадежностью положения людей небогатых. Профессионалы значительно отличаются не только от общественников, но и друг от друга, как впрочем и в любой сфере творческой деятельности. Хорошие профессионалы имеют свою, известную в данном виде спорта школу.
Но есть категория тренеров, которых называют великими. И тут мы уже говорим не о профессионализме, вернее не только о профессионализме, но о каком-то даре, позволяющем человеку видеть то, что другие сразу разглядеть не могут; говорить так, чтобы «пробиваться к сознанию» в самых острых, экстремальных, стрессовых ситуациях; воодушевлять и настраивать спортсмена таким образом, что он поднимается над своими возможностями и показывает максимальный результат; вдохновлять на труд — ежедневный, однообразный, каторжный труд большого спорта, без которого большой спорт немыслим.
Великий тренер — это мудрец, актер, профессионал, дипломат, иногда нянька, иногда «отец родной» и и много другого о чем и не вспомнишь сразу.
Простое с виду ремесло — быть тренером — включает в себя такое великое разнообразие людей, называющих таковыми, такой разброс интеллектов, знаний, чутья, доброты, самоотдачи и проч. и проч., какое не встретишь, пожалуй, ни в какой другой профессии.
Много дураков, к сожалению считающих, что тренер тот, кто засекает время и обмахивает полотенцем. Если такому попадется «бриллиант» — спортсмен столь одаренный, что общаясь в процессе тренировок, соревнований, сборов с другими спортсменами и тренерами он быстро перерастает своего тренера и добивается порой высоких результатов. Это позволяет его тренеру возомнить о себе бог знает что и в ранге тренера, скажем олимпийского чемпиона, он уже опасен.
Продолжение следует…
Комментарии: