М.И. Мельцер: Густав Александрович Кирштейн (часть V)
Русский
Завершаем публикацию очерка о знаменитом советском боксере и тренере Густаве Александровиче Кирштейне из дневников советского и российского спортсмена и тренера по боксу и кикбоксингу Марка Ионовича Мельцера.
Часть I
Часть III
Часть IV
В 1954 году Кирштейна назначают тренером ВДСО «Трудовые резервы», в 1955 году снимают ограничения и разрешают переезд в Москву, где сразу же приглашают для работы в сборной СССР. Он работает с лучшими боксерами страны, вошедшими в летопись советского бокса — Борисом Никоноровым, Борисом Лагутиным, Станиславом Степашкиным, Олегом Григорьевым, Евгением Феофановым, Станиславом Исаевым, В. Романовым и другими.
За заслуги в деле воспитания спортсменов высокого класса в 1957 году [Г.А. Кирштейн получает] звание заслуженного тренера СССР, введенное в СССР в 1955 году.
Густав Кирштейн был человеком с обостренным чувством собственного достоинства. Он совершенно не мог прости чего-нибудь для себя. Он, великий специалист, сделавший очень много для советского бокса, всю жизнь прожил в коммунальных квартирах, в переоборудованных под жилье раздевалках, а в Москве — в перегороженном на несколько комнат бывшем классе гимназии в Кривоарбатском переулке.
Блестящий рассказчик, обладавший незаурядным артистическим талантом, — в 70-е годы он сыграл тренера в фильме «Бой с тенью» да так, что получил приз за лучшую мужскую роль года в 1972 году, обойдя многих профессионалов.
Густав Кирштейн всегда был в центре любой компании. Его обожали ученики, в него влюблялись женщины… Начальство же его ценило, но недолюбливало. Кирштейн был человеком «не берущим» и «не дающим». С ним нельзя было «сварить каши» — т.е. «прокрутить дельце» — а проще говоря украсть. Он был честен по самому высокому градусу честности, по самой чистой пробе.
Но как и все мы, он прекрасно видел, кто и как ворует из спортивного начальства, поскольку все это требует фамилий, подписей и прочего от спортсменов и тренеров. Никогда не «закладывал», но позволял себе в своей компании едко пройтись по персоналиям. «Своя компания», как правило, чего уж греха таить, имела информаторов от того же начальства.
Густав Кирштейн никогда не входил ни в какую «команду» за исключением футбольной и волейбольной. Он был высоким профессионалом, но этого было недостаточно для формирования тренерского «коллектива». Нужно было быть «надежным», «верным», «дружным» — быть в команде. Для «команды» не страшны рабочие ошибки члена «команды» — важно его «преданность». Жуткий этот принцип всегда опасен, всегда замыкает работу «команды» на собственное сохранение.
В 1972 году, когда Густаву Кирштейну было 55 лет, всего 55 лет, его из большого спорта потихонечку ушли. Он стал снова заниматься мальчишками и работал с мальчишками до самой своей смерти в 1992 году.
Был, правда, период, когда Кирштейна пригласил поработать с профессионалами его бывший ученик Н.Н. Ли, но продолжалось это не очень долго — Кирштейн вернулся к мальчишкам, многие из которых стали хорошими боксерами и хорошими людьми.
Похоронен Густав Кирштейн на небольшом кладбище рядом с Савеловским вокзалом. Галина Ефимовна попросила: «Пусть будет на памятнике Заслуженный тренер СССР по боксу, а то подумают, что еврей, могут осквернить». Так и написали.
Наиболее объективным показателем работы тренера являются его ученики — те, кто указывают тренера в анкетах и прочих документах. Вот неполный перечень именитых спортсменов, считавших и считающих своим тренером Густава Александровича Кирштейна: Сергей Семенович Щербаков — 10-кратный чемпион СССР, друг и ровесник Кирштейна; 2-кратный чемпион СССР Виктор Пушкин; 2-кратный финалист чемпионата СССР Александр Любимов; чемпион СССР Владимир Каримов, призеры чемпионатов СССР Виктор Каримов, Владимир Лопатников, И. Гильдин, чемпион СССР Станислав Исаев, призер Олимпийских игр Евгений Феофанов, призер чемпионата СССР, вице-чемпион Европы Александр Мельников, 5-кратный чемпион Москвы А. Алексеев и многие многие другие.
Школу Кирштейна прошли и великие Олег Григорьев, Станислав Степашкин, Борис Лагутин, Борис Никоноров. Один из крупнейших тренеров в советском боксе Николай Николаевич Ли тоже был учеником Г. Кирштейна.
Предыдущие публикации:
М.И. Мельцер: О настоящем бойце, о тренерах и великом тренере
М.И. Мельцер: Оксана Васильева против Олеси Граф, 16.04.2005
М.И. Мельцер: Густав Александрович Кирштейн (часть I)
М.И. Мельцер: Густав Александрович Кирштейн (часть II)
М.И. Мельцер: Густав Александрович Кирштейн (часть III)
М.И. Мельцер: Густав Александрович Кирштейн (часть IV)
Комментарии: