М.И. Мельцер: Густав Александрович Кирштейн
Русский
Продолжаем публикацию выдержек из дневника советского и российского спортсмена и тренера по боксу и кикбоксингу, заслуженного тренера России (1995 г.) Марка Ионовича Мельцера, тренера СШОР по боксу «МГФСО» Москомспорта.
Предлагаем вашему вниманию очерк о советском боксере и тренере Густаве Александровиче Кирштейне (09.01.1917 — 11.12.1992), призере чемпионата СССР (1939), заслуженном тренере СССР (1957), тренере сборной СССР и общества «Трудовые резервы».
Воспоминания о спортсмене, тренере зачастую сводятся к перечислению памятных дат, побед, имен и т.д. Наверное без этого не обойтись, но начать я бы хотел с фразы, которую 13 декабря 1992 года произнес на похоронах заслуженного тренера СССР Густава Александровича Кирштейна другой замечательный тренер, доцент ГЦОЛИФК, заслуженный тренер СССР Георгий Ованесович Джероян: «Хотим мы это признать, ребята, или не хотим, но ушел последний из великих..». Они кстати не были большими друзьями. Относились друг к другу с уважением, не больше.
(К этому времени ушли из жизни братья Виктор Иванович и Евгений Иванович Огуренковы, Иван Степанович Багаев, Виктор Павлович Михайлов, Константин Васильевич Градополов — целая плеяда выдающихся боксеров и тренеров — тех, кто являлся душой и движущей силой советского бокса, людей создавших советскую школу бокса.)
Это рассказ об одном из самых результативных тренеров Советского Союза по боксу. О великом тренере, которого нет с нами уже 16 лет, но которого помнят и любят многие боксеры и тренеры, соприкоснувшиеся с этим незаурядным человеком.
Я работал с с Густавом Александровичем с 1976 по 1979 год в г. Калининграде (ныне Королев), а затем, до 1992 года в с/к «Боевые перчатки» ЦШВСМ (ныне МГФСО) с подростками и юношами.
Густав Александрович Кирштейн родился 9 января 1917 года в Москве. Отец у него был немцем, родителями мамы Густава Кирштейна были поляк и белорусская крестьянка.
В 1931 году отец Кирштейна заразился сибирской язвой и умер. С 14 лет Густав, у которого было две младших сестры, начал работать на овощной базе. Через год он поступает в ФЗУ (фабрично-заводское училище) завода №1 им. Авиахима, где его мать работала формовщицей в литейном цехе. В ФЗУ учеников одевали и кормили. Густав учится, работает, занимается футболом, волейболом, гимнастикой.
В 1934 году начинается строительство ДФК «Крылья советов» (Дома физкультуры завода №1 им. Авиахима). Через прессу к молодежи Москвы с просьбой принять участие в строительстве Дома физической культуры обращается один из борцов знаменитой труппы Ивана Лебедева Александр Бессонов, «дядя Саша», как его называли поклонники. «Дядя Саша» был еще и штангистом и боксером — единственным, кому удалось нокаутировать знаменитого Константина Градополова.
Густав с друзьями откликается на призыв, строит ДФК «Крылья советов» — те самые «Крылышки» на Ленинградском проспекте 24А, которые и по сей день являются самым популярным боксерским домом Москвы.
Густав таскал носилки с песком напару со своим дружком Ваней Глушаковым, подавал кирпичи, стоя в цепочке, помогал плотникам — в общем делал все, что скажут, в течение шести месяцев каждую субботу.
В апреле 1934 года, буквально через полгода, ДФК «Крылья советов» был торжественно открыт. Первыми, кого пригласили записаться в секции волейбола, борьбы, бокса, гимнастики были добровольцы-строители.
Густав долго не размышлял, да пожалуй вовсе не размышлял. Бокс манил его своей романтической остротой и опасностью. Боксеры того времени — «дядя Саша» Бессонов, Аркадий Харлампиев, Константин Градополов, Яков Браун, Павел Никифоров, Кара-Малай — это были не просто спортсмены, но легенды известные всем мальчишкам Москвы.
Легендарным был и тренер, первый тренер, которого сам «дядя Саша» представил записавшимся в секцию бокса.
«С вами, ребята, будет заниматься сам Александр Федорович Гетье, — пробасил он. — Сына ему отдаю в учение».
Густав впервые увидел Гетье не в углу ринга, помогающим своим именитым ученикам, а непосредственно рядом. Это было чертовски интересно. Высокий, мускулистый, широкоплечий атлет в обтягивающем фигуру трико, с правильными чертами лица и спортивной прической с модным пробором доброжелательно поздоровался с каждым, записал всех в журнал и рассказал о том, как будут проходить тренировки, что необходимо иметь каждому боксеру, потребовал прохождения медицинского осмотра.
Продолжение следует…
Предыдущие публикации:
М.И. Мельцер: О настоящем бойце, о тренерах и великом тренере
М.И. Мельцер: Оксана Васильева против Олеси Граф, 16.04.2005
Комментарии: