О системных ошибках в отрасли теплоснабжения Брянска
В преддверии очередного экономического форума, думаю, гостям Брянска и возможным потенциальным инвесторам может быть интересно, что их может ожидать, если они отважатся начать бизнес в нашем гостеприимном регионе. Кстати, я опять послал заявку на участие в форуме, чтобы объективно рассказать о его работе, но подтверждения регистрации пока нет: Уважаемый коллега! Мы получили Вашу заявку на регистрацию на участие в VII СЛАВЯНСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФОРУМЕ! В ближайшее время Вы получите подтверждение регистрации по e-mail. С уважением, Оргкомитет. Впрочем, памятуя о моих правдивых репортажах о том, что связано с форумом (от перевернутых флагов стран-участниц и перекрытиях движения до дутых отчетов и не имеющих никакого отношения к форуму инвестпроектов), я не думаю, что Оргкомитет будет очень рад меня видеть…
Между тем, напомню о печальной судьбе одного из самых ярких инвесторов в Брянскую экономику — Анатолия Михайловича Панченко, которому пытаются сейчас предъявить новое обвинение в очередном уголовном преступлении взамен развалившегося предыдущего.
Если вы следили за нашими публикациями , первоначально его обвиняли в хищениях газа в особо крупных размерах в собственных котельных!!! Лично моей буйной фантазии так и не хватило на то, чтобы хотя бы приблизительно представить этот процесс. В последние годы Брянская область является одним из лидеров неофициального, но печального списка субъектов Российской Федерации, откуда приходит наибольшее число жалоб на нарушение закона и давление на предпринимателей.
Сейчас Анатолия Михайловича решили заподозрить в заключении договоров, которые он выполнять не собирался. В конце концов, по логике следствия, если человек не крал газ (наверное в воздушных шариках), хотя и полгода отсидел за это в СИЗО, не может же он быть вообще ни в чем не виноват…
Тем временем Анатолий Михайлович обратился к заместителю министра строительства и ЖКХ РФ Чибис А.В. с примерами системных ошибок в отрасли теплоснабжения Брянска.
В письме заместителю министра Анатолий Михайлович, в частности, рассказывает о том, как создавались две современные энергосберегающие котельные по 30 МГвт каждая, построенные с соблюдением прогрессивных норм для снабжения теплом промышленных предприятий, а также населения и бюджетных организаций. Объем инвестиций составил более 200 млн.руб. При этом котельные были присоединены к существующим сетям, принадлежащим ГУП «Брянсккоммунэнерго», потери теплоносителя в которых составляют более 60 % (определено независимой экспертизой), а полезный отпуск теплоэнергии им стали завышать на 39 %, отметая все разумные обоснования.
Проще говоря, частные котельные должны были при прочих равных условиях отпускать значительно больше тепловой энергии и по более низким ценам, чем ГУПовские.
Странное противодействие в реализации инвестпроектов города наблюдалось со стороны Департамента ЖКХ области и Управления по Государственному регулированию тарифов Брянской области. Тарифный комитет Брянской области умышленно установил экономически необоснованные тарифы, объясняя это невозможностью повышения тарифов для населения-потребителей тепла от новых котельных выше установленного максимального предела повышения тарифов по области. При этом было обещано, что убытки будут учитываться в тарифах следующих периодов. Эксплуатация котельных не покрывала текущие расходы на приобретение энергоносителей (электричество, газ, вода) для производства тепла. Кроме того, Тарифный комитет установил порядок оплаты потребителями за поставленное тепло в 1/12 за каждый месяц, в то время, как котельные вынуждены расплачиваться за газ, электричество авансом на месяц вперед, при этом кассовый разрыв в тарифы не закладывается. Тепло транспортируется по сетям ГУП «Брянскоммунэнерго», которые находятся в ветхом состоянии и потери по которым составляют более 60 процентов (потери выявлены независимой экспертизой).
Собственниками котельных неоднократно вносились предложения, направленные на усовершенствование системы тарифного регулирования в городе, на привлечение капиталов частного партнерства на модернизацию средств производства тепла, сетей. Просили работать просто на тех же финансовых условиях, на которых работают котельные ГУП «Брянскоммунэнерго». Три года назад, в соответствии с ФЗ 190 «О Теплоснабжении», Постановлением Правительства РФ 889 от 2012 г., собственник котельной вынужден был уведомить администрацию г.Брянска о выводе котельных из эксплуатации в связи с убыточностью деятельности в виду низкого тарифа и больших потерь в сети. Кстати, этот пример далеко не единственный в области. Администрация приостановила вывод котельных из эксплуатации (законом установлен срок до 3 лет), однако на предусмотренную законом компенсацию убытков, ответила отказом. Собственник настаивал на компенсации убытков от эксплуатации котельных, но некоторые сотрудники отрасли ЖКХ области заявили о намерении вообще отобрать котельные, а на А. М. Панченко завели уголовное дело. Он неоднократно обращался в Прокуратуру Брянской области с просьбами проверить законность возбуждения уголовного преследования, заключения под стражу, незаконного изъятия бухгалтерских документов и программ, компьютеров, писал жалобы на отказы по ходатайствам следователю, однако Прокуратура Брянской области перенаправляла его жалобы, заявления в следственное управление УМВД Брянской области, которое отвечало, что результаты проверки не подтвердились.
После неудачных попыток отобрать котельные за бесценок, по сведениям собственников котельных, руководители отрасли ЖКХ начали поиск инвесторов для строительства новых источников тепла рядом с действующими, чтобы инвестор после отказа дотировать бюджет области остался с ненужными котельными.
Т.е. получается, имеются котельные, которые не могут работать в убыток. Вместо того, чтобы рассмотреть экономически обоснованные тарифы, представители ЖКХ считают, что нужно найти других инвесторов, чтобы они построили новые котельные. И тогда предыдущие инвесторы останутся со своими котельными, которые уже станут никому не интересны. Чем-то такое отношение напоминает печально знаменитые финансовые пирамиды типа «МММ». И , видимо, так в мечтах представителей ЖКХ будет продолжаться, пока приток инвесторов не закончится. В этой ситуации можно только надеяться, что пример А.М.Панченко заставит задуматься других инвесторов о целесообразности появления в нашей области.
Однако даже не уголовное дело является причиной обращения в Минстрой РФ. А.М.Панченко хочет обратить внимание на состояние теплоснабжения в г. Брянске, где реально существует угроза отопительного коллапса ввиду технического состояния источников и сетей теплоснабжения. По его мнению, администрация отрасли поощряет умышленный недотоп в жилых помещениях, а потом выслушивает рапорты о сокращению долгов перед энергетиками и газовиками.
Эти и другие факты А.М. Панченко попросил Минстрой РФ проверить. Уже пришел ответ — поручение Минстроя РФ Администрации Брянской области подготовить ответ по каждому из пунктов. Посмотрим , что смогут объяснить наши чиновники. Как известно, им не свойственно признавать свои ошибки. Скорее всего, мы увидим бодрый рапорт о том, как все прекрасно с отоплением в нашем городе и нашей области. что жители города и области ощущают на себе.
Комментарии: