Моя легенда К-1: «Голландский дровосек»

В каждом виде спорта есть люди, которые являются его олицетворением, которые первыми приходят на ум, при его упоминании. Именно их называют «Легендами спорта». Проверьте себя: о ком вы подумаете, если я скажу «Бокс», «Футбол», «Баскетбол». Уверен, что у большинства из вас сразу возникнут ассоциации с именами Мохаммеда Али, Пеле, Майкла Джордана.
Конечно, таких легендарных спортсменов в каждом виде спорта всегда несколько. В боксе кому то ближе Али, кому-то Тайсон, кому-то Роки Марчиано, а кому-то Теофило Стивенсон. В плавании – Сальников стоит рядом с Фелпсом, в шахматах – Алехин рядом с Фишером, в футболе – Пеле рядом с Марадоной.
Спорить о том, кто из них более велик – глупо: каждый из них неповторим. Как правило, все они являются обладателями уникальных рекордов в своем деле. Объединяет их только одно – их имена неотделимы от своего спорта. А потому, следует просто доверить выбор своему сердцу.

Не является исключением и профессиональный кикбоксинг. За пятьдесят лет его существования в нем также появились свои легенды. Для кого-то ими являются первопроходцы – такие как, например, Билл Уоллес или буквально на днях, 31-го августа 2012 года покинувший нас Джо Льюис. Но все-таки, для большинства из нас, слово «Кикбоксинг» ассоциируется со звездами новой волны. И причиной этого явилось «второе рождение» японского кикбоксинга, оформившегося в начале 90-ых в индустрию под названием «К-1». За прошедшие с момента появления К-1 двадцать пять лет, в нем также появились свои легенды, чьи имена не просто неотделимы от этого вида спорта, но стали олицетворять весь профессиональный кикбоксинг. Каждый без исключения любитель кикбоксинга знает имена Бранко Цикатича, Эрнесто Хуста, Реми Боньяски, Сэмми Шилта, Энди Хуга, Алистара Оверима и многих других. (Оговорюсь сразу, что я всегда использую уже устоявшиеся транскрипции имен, хотя они далеко не всегда правильные, особенно в случае с голландским языком. Так, правильно говорить не Аэртс, а Артс или Артц; не Шилт, а Схилт; не Хуст, а Хост и т.д. Но будем говорить так, как мы уже привыкли). Кто из них более велик? Объективно – никто, потому что у каждого есть свои уникальные достижения. Например, Цикатич стал победителем самого первого Гран-При К-1. Хуст участвовал в самом первом финале с Цикатичем, а затем первым стал четырехкратным чемпионом Гран-При. Хуг – первый в истории европеец — серебряный призер Абсолютного чемпионата мира по кёкусинкай объединил это уникальное по тем временам достижение с двумя подряд вторыми местами на Гран-При К-1. Трехкратный чемпион Боньяски – первый, кто смог выиграть титул через четыре года после предыдущей победы. Шилт, повторивший успех Хуста и ставший четырехкратным чемпионом, впервые смог выиграть титул три года подряд. Последний чемпион — Оверим – единственный, кто одновременно объединил этот самый престижный титул в мире кикбоксинга с двумя престижнейшими чемпионскими титулами в ММА – Strikeforce и Dream.
И все же, при всем этом, есть кикбоксер, который для меня стоит на одну ступеньку выше этих великолепных и самых титулованных бойцов, и который лично для меня олицетворяет весь К-1, да и, наверное, весь кикбоксинг. Это – Питер Аэртс. И дело тут не в том, что мне довелось в свое время пообщаться с ним лично – мне посчастливилось общаться со многими легендарными голландскими бойцами и тренерами.
И даже не в его совершенно уникальных достижениях, хотя они стоят того, чтобы о них сказать особо.
Судите сами:
— Аэртс – единственный в истории боец, который участвовал ВО ВСЕХ 18-ти финальных турнирах Гран-При К-1, начиная с первого. Правда, справедливости ради отметим, что в 2009 году он проиграл в Финале 16-ти (1/8 финала) Алистару Овериму, но был включен в финальный турнир в резервный бой, где победил Гохана Саки. К сожалению, резерва в том турнире не потребовалось.
— Аэртс выиграл три титула Гран-При К-1 (Боньяски также выиграл три титула, а Хуст и Шилт — по 4), и также трижды был вторым. То есть, Аэртс шесть раз был в финале турнира – больше, чем кто бы то ни был (Хуст – 5, Шилт – 4).
— Между первым его финалом Гран-При К-1 в 1994 году (победа) и последним в 2010 (поражение) прошло 17 (!) лет.
— 17 лет Аэртс находится на вершине мирового профессионального кикбоксинга. А точнее даже дольше, потому что первый свой мировой титул Аэртс завоевал в 1990 году (IKBF) в возрасте 18(!) лет, а второй (WMTA, муай-тай) в 1991 в возрасте 19 лет.
— Свой финал Гран-При К-1 2010 года Аэртс провел в возрасте 40 лет.
— Аэртс провел в профессиональном кикбоксинге 132 боя (102(75)-29-1). Отметим, что статистика его боев отличается в разных источниках. Но с уверенностью можно говорить о боях под эгидой К-1: 92 поединка! Всего несколько бойцов провели в К-1 чуть более половины этого количества боев!

Но, повторюсь, дело даже не в этих удивительных достижениях. А в том, что весь образ Аэртса, его манера боя, его техника, его волевые качества, список его оппонентов, да и весь его путь в кикбоксинге – все это в полной мере соответствует моим представлениям о профессиональном кикбоксинге. Более того, я думаю, что во многом именно его манера боя и сформировала профессиональный кикбоксинг таким, каким он сейчас является.
Так случилось, что благодаря работе на телеканале «Боец», мне довелось комментировать сотни поединков голландских кикбоксеров, включая и суперзвезд, проведенные ими с конца 80-ых годов до самого последнего времени. Сравнивая манеру боя того начального периода и современную, можно во многих деталях нынешнего профессионального кикбоксинга увидеть влияние Аэртса. За что мы любим профессиональный кикбоксинг: бескомпромисность, стремление к нокауту, силовая манера боя, по больше части на средней и ближней дистанции. Именно так всегда дрался и дерется Аэртс. Конечно, такова манера боя не только у него. Но он был одним из первых, проповедующих такой стиль, в то время, когда лицо кикбоксинга еще формировалось.
Он кардинально отличался от Хуста, с его чистой техникой, с Цикатича, с его дистанционной манерой, от Хуга, использовавшего в бою удары, которые не применял больше никто. Аэртс всегда шел вперед, применяя достаточно простые техники, которые он сочетал в короткие комбинации. Но зато сила его «простых» ударов была сокрушительна! За свои одиночные, но срубающие удары он и получил свое прозвище «Голландский дровосек» (Dutch Lumberjack). При этом его нельзя назвать прямолинейным бойцом! Защита Аэртса позволяла ему всегда навязывать сопернику удобную для себя дистанцию и бить строго по цели, а чувство тайминга — наносить свои разрушительные комбинации строго во время.
При этом, он никогда не отказывался от боя в «размене», принимая любой вызов. Поэтому становится ясным, почему зрители всегда любили его. Если Аэртс в ринге – будет бой! Результат может быть неожиданным, но зрелище будет гарантировано. Как и полагается настоящему нокаутеру, большая часть поражений Аэртса – как и побед – нокаутом.
Добавим сюда еще и тот факт, что всю свою жизнь он выступал в супертяжелой весовой категории, а значит такая нацеленность на нокаут приносила большее по сравнению с другими подобными Аэртсу, но более легкими звездами (например, Робом Каманом или Рамоном Деккерсом) количество досрочных побед. Конечно, точной статистики нет, но по разным оценкам из 102 побед Аэртс в 77 победил досрочно (75%). Казалось бы, процент не так уж и велик, если сравнивать, например, с Виталием Кличко, у которого из 45 побед 41 досрочная (91%) или с Владимиром Кличко, у которого из 58 побед 51 досрочная (88%). Но, во-первых, 75% для кикбоксинга – это совершенно феноменальный результат, учитывая общее количество проведенных боев. А во-вторых, его достижения становится вообще невероятным, если посмотреть на оппозицию Аэртса.
Список его соперников – просто список лучших кикбоксеров всех времен. В нем имена абсолютно всех сильнейших бойцов своего времени, лучших из лучших. Аэртс никогда не подбирал в соперники бойцов второго эшелона, как это принято у некоторых «суперчемпионов» — хоть в кикбоксинге, хоть в боксе. Как он сказал в интервью одному российскому сайту в 2009 году: «Если хочешь быть чемпионом, то ты должен драться против лучших. Некоторые чемпионы стараются выбрать более легкие пути».
Посудите сами, навскидку: он дрался со всеми обладателями или финалистами Гран-При К-1 (кроме Бранко Цикатича, с которым был в одном клубе). Список его оппозиции насчитывает почти 70 человек, встреча с каждым из которых была бы для многих вершиной карьеры. Но Аэртсу этого мало – с самыми сильными он встречался не по одному разу. Его поразительные противостояния по 4 раза с Энди Хугом, Жеромом ле Баннером, Морисом Смитом, по 5 раз с Хустом и Шилтом, и с Майком Бернардо (6 раз!), уносят нас в середину 20-го века во времена Джо Луиса, Сони Листона, Флойда Паттерсона, когда сильнейшие боксеры выясняли между собой отношения по 5-6-7 раз.
Некоторые из них следует отметить особо. Прежде нужно сказать пару слов о противостоянии из трех поединков Аэртса и Френка Лобмана. Френка Лобмана у нас никто не знает, а, между тем, это был сильнейший в физическом плане кикбоксер 80-ых годов. Просто пик его картеры пришелся на эпоху до появления К-1. Френк Лобман обладал почти 1000-килограммовым ударом и обычно тренировался на 400-килограммовом мешке. Это образец бойца-нокаутера, Дэвид Туа кикбоксинга. И вот с этим монстром Аэртс встретился в возрасте 20 лет. И выиграл. Мне довелось комментировать все их три боя, и справедливости ради, скажу, что в первом бою Аэртс был близок к поражению. Но уже тогда в нем рождалась будущая суперзвезда – он переломил ход поединка и выиграл решением судей. Ну а во втором и третьем боях Аэртс, набиравший обороты, выиграл уже досрочно.
Также следует отметить эпическое противостояние с Майком Бернардо, когда 6 поединков уложились в три года – с 95 по 98. Кажется, между ними было что-то личное. Кроме одного (3-го) поединка, закончившегося дисквалификацией Аэртса за удар лежачего, все бои завершились досрочно. Выиграв у Бернардо нокаутом в декабре 95-го, в 96-ом Аэртс провел всего 4 боя, и из них три – с Бернардо. И все проиграл, причем два – нокаутами. Вопрос встал принципиально, и все-таки Аэртс вернул долг, дважды выиграв – в 97 и 98, также нокаутами.
Об одном противостоянии следует сказать особо. Это пять поединков с Эрнесто «Мистер Совершенство» Хустом, причем между первым и последним прошло 18 (!) лет. Все поединки были невероятно упорными, продолжались все отведенное время и заканчивались решением судей.
Это был действительно принципиальный спор. Это не просто спор за звание «Лучший из лучших». Это спор за модель кикбоксинга, манеру боя, с которыми олицетворяются эти имена. Силовая манера против комбинационной, руки против коленей, напор против расчета.
Хуст на 5 лет старше Аэртса и его успехи начались несколько раньше. К моменту дебюта Аэртса в 1988 году, Хуст уже был обладателем титулов чемпиона Европы по муай-тай (ISKA), по фулл-контакту (ISKA), кикбоксингу (WKA) и савату. И именно с этой звездой Аэртс встретился в своем дебютном бое на профессиональном ринге – его вызвали заменить травмированного соперника Хуста. Кто тогда мог знать, что это был момент рождения сверхновой звезды! (Иногда пишут о первом профессиональном поединке в 1985 году, но те бои не были профессиональными: Аэртсу еще не было 18-ти лет. Просто он участвовал в юниорских боях открытия турниров).
Этот факт говорит сам за себя. Для большинства кикбоксеров бой с таким многократным чемпионом был бы вершиной карьеры. А для Аэртса – лишь самой-самой первой ступенькой на длительном пути к вершине императора К-1. Этот, повторюсь, свой первый профессиональный бой, он провел с будущим «Мистером Совершенство» Эрнесто Хустом в возрасте 18 лет и 1 месяц. Я комментировал этот бой и своими глазами (правда, на экране) видел, как молодой, никому не известный боец провел с Хустом 5 раундов по 3 минуты, ни в чем принципиально не уступив. Тогда, конечно, победу отдали чемпиону. Но имя Аэртса запомнили. Уже тогда он выходил на поединки в клетчатой кепке и клетчатой жилетке. Кепка потом исчезла, жилетка продержалась дольше. А вот появившееся уже тогда бойцовское прозвище «Голландский дровосек» закрепилось за ним на всю его карьеру.
Вторая их встреча произошла через 5 лет в рамках первого турнира Гран-При К-1 в 1993 году. Приехавший в Амстердам знакомиться с голландским кикбоксингом основатель К-1 Казуоши Ишии отобрал для первого турнира Цикатича и Аэртса из клуба «Чакурики» и Хуста из «Вос». Тогда Аэртс вновь проиграл «Мистеру Совершенство», но после боя с Аэртсом, Хуст уже не мог нормально противостоять его одноклубнику, и Цикатич стал первым в истории чемпионом К-1. Но Аэртс вернул долг, дважды – в 95 и 98 победив Хуста. Но вот в 2006 встреча этих, уже возрастных бойцов, закончилась вновь победой Хуста. И тем не менее, эти поединки стали легендой К-1.
Следует отметить, что карьера Аэртса развивалась, не вполне ровно. До какого-то момента она шла по восходящей, вышла на вершину, а затем последовал период пертурбаций, во время которого Аэртс выступал очень неровно. Этот период занял достаточно много времени. Однако во второй половине нулевых у Аэртса, неожиданно для всех, открылось «второе дыхание», после чего он выдал несколько потрясающих сезонов.
Я связываю это с ошибками Аэртса в выборе клуба, когда он, подобно очень многим, не смог оценить масштаб вклада своего тренера и промоутера Том Харинка, и ушел в «свободное плавание». Но обо всем по порядку.
Аэртс, который родился в Эйндзовене (125 км от Амстердама), как и все мальчишки в Голландии, начал с занятий футболом. Но уже в 13 лет он понял, что это не его путь и переключился на таэквондо, а через два года перешел в небольшой местный клуб кикбоксинга Микки Бен Азуза. Именно под руководством Бен Азуза, Аэртс провел свой бой с Хустом. Этот бой стал переломным – Аэртс понял, что для дальнейшего росте ему следует поменять клуб. В 89-ом он начинает тренироваться под руководством Эдди «Быстрый» Смулдерса, чемпиона Европы по кикбоксингу и по боксу, владельца клуба «Чемпион» — лучшего клуба в Эйндховене. Смулдерс – сам тяжеловес – был не только тренером, но и спарринг-парнтером Аэртса. Он же занимался менеджментом: в  1990-ом Аэртс завоевывает первый свой титул – чемпиона мира по версии IKBF.
Желая стать профессиональным спортсменом, Аэртс в 1991-ом поступает в Центральный институт обучения в спорте (CIOS) в Овервине, пригороде Амстердама. Из-за этого он вынужден вновь поменять клуб – и переходит в один из старейших клубов Голландии «Чакурики жим» к уже легендарному тогда Тому Харинку. Именно этот переход позволил Аэртсу выйти на новый уровень. Во-первых, алмаз его таланта попал к блестящему огранщику. А во-вторых, Харинк был не только классным тренером, но и успешным промоутером. Благодаря Харинку Аэртс вошел в мировую элиту, попав на первый Гран-При К-1. Благодаря ему же выиграл Гран-При в 94 и 95 годах. Да и победа в 98-ом тоже была фактически заложена еще Харинком. В это время случилось и противостояние с Бернардо.
Но этот третий титул Аэртс завоевал уже в составе команды исторических соперников «Чакурики» — другого амстердамского клуба «Меджиро жим», старейшего клуба голландского кикбоксинга, созданного основателем голландского кикбоксинга Яном Пласом. «Меджиро» тогда уже возглавлял его ученик Андре Манаарт, с которым Аэртс встречался в своем втором профессиональном бое (кстати, проиграл). Аэртс стал тренироваться под руководством своего бывшего соперника. Причина этого поступка Аэртса нам неизвестна. Я несколько раз разговаривал с Харинком о его лучших бойцах всех времен, и, почему-то, Том всегда уходил от разговоров о разрыве с Аэртсом, хотя о самом Питере говорил всегда с искренней теплотой.
Хотя Аэртс и выиграл Гран-При К-1 98-го года, но именно с этого момента до некоторых пор его достижения перестали восприниматься как уникальные. Более того, ничего другого значимого под руководством Манаарта, кроме титула 98-го года, Аэртс не завоевал. Вероятно, поэтому, в 2004 году перешел от Манаарта к его учителю Яну Пласу. Результаты несколько улучшились: Аэртс дважды вышел в финал Гран-При в 2006 и 2007 годах, повторив рекорд Хуста по числу попаданий в финалы.
Но что-то, видимо, все-таки не устраивало его в системе «Меджиро» и в 2009 году блудный сын Питер Аэртс вернулся к Тому Харинку в «Чакурики» (хотя с 2004 года у него есть и свой клуб «Team Aerts»). В результате – сенсационное попадание в финал Гран-При 2010 года, когда 40-летний Аэртс нокаутировал Майти Мо, а в полуфинале сенсационно победил Сэмми Шилта. К сожалению, финал показал, что время все-таки берет свое, и Аэртсу тяжело противостоять более молодым соперникам: он уступил Алистару Овериму нокаутом в первом раунде.

Что же нам сейчас ждать от Птера Аэртса? Будет ли он еще продолжать карьеру? В 2011 году он провел 1 непонятный бой, одержав предсказуемую победу, но единственный бой 2012 года —  с очень серьезным соперником Тайроном Спонгом – показал что время Аэртса уже уходит. Этот бой был анонсирован как «прощальный в странах Бенилюкс». То есть еще остается лазейка для продолжения выступлений. Но я бы очень не хотел, чтобы завершение карьеры Аэртса стало таким же как у других легенд – Мохаммеда Али, Роя Джонса младшего, Тайсона. Время — сильнее самого сильного бойца, а потому вовремя уйти – означает не проиграть, а уступить дорогу молодым. Тем более, что этим молодым нужен опыт, наставления и совет легенд, на именах которых они выросли. Будем надеяться, что легенда К-1 всех времен Питер Аэртс это понимает.
Константин «Кот» Белый, 2012
Для журнала «Наш кикбоксинг»

Читайте также:

Комментарии: