Мас(он) Ояма. Конспирология в действии

В последние лет пять-шесть стало модным говорить, что организация, построенная Оямой, – секта. Однако по здравому размышлению становится ясно, что Киокушин – никакая не секта. Киокушин – типичная масонская организация.

В настоящее время, под термином «секта» в традиционном христианском восприятии понимается некая религиозная группировка, отколовшаяся от основного религиозного направления и подвергшая ревизии догматические положения. При этом очень часто (но не всегда), происходит обожествление персоны основателя секты. Именно на этот последний фактор и указывают те, кто считает Киокушин сектой. Но при этом как бы опускается более важный момент: секта, прежде всего, — религиозная группа. В Киокушине же религиозная подоплека не только отсутствует по факту, но даже декларируется в 4-ом пункте Клятвы Кёкусинкай: «Мы будем следовать нашим Богам и никогда не забудем истинную добродетель скромности».

Масонские же сообщества (ложи) изначально появились как цеховые объединения, то есть профессиональные, объединяющее людей не по идеологическим, а тем более религиозным, а по профессиональным признакам. (Оговорюсь сразу – я буду говорить о масонстве в традиционном понимании, а не в расширенном, ищущем корни масонства у египетских жрецов и библейских царей, хотя и считаю такое толкование истории масонства не лишенным смысла). Правда со временем, масонство трансформировалось, превратившись в разветвленное эзотерическое сообщество, со своей идеологией и философией. Но даже при этом, до сих пор, в отличие от сект, масонство позиционируется как нравственно-этическая, а не религиозная система, применяемая обособленной группой людей. Каждый масон продолжает исповедовать те религиозные воззрения, с которыми он пришёл в ложу, а его большое внимание к его религии приветствуется, но не корректируется. Масонство не является самостоятельной религией или заменой религии, и хотя масонская философия глубоко разработана, она не касается религиозных воззрений своих членов.

Теперь сравните эти два принципиально разных подхода и сделайте вывод сами: к чему ближе Киокушин как система. Ответ очевиден. Но это пока первый взгляд. Чтобы получить более веские доказательства, давайте посмотрим на Киокушин через призму основных особенностей и принципов построения масонских организаций.

Первое – структура.
Масонство
Масонское братство административно организованно в независимые Великие Ложи, каждая из которых руководит собственной юрисдикцией, зачастую всемирной, и состоит из подчиненных ей лож.
Киокушин
Киокушин административно объединен в Федерации или Организации, каждая из которых руководит собственной юрисдикцией, зачастую всемирной, и состоит из подчиненных ей бранчей (у некоторых – национальных представительств).

Масонство
Некоторые Великие Ложи признают друг друга, некоторые нет, в зависимости от следования ландмаркам (уставам).
Киокушин
Некоторые Федерации (Организации) признают друг друга, некоторые нет, в зависимости от истории их возникновения и технических программ.

Масонство
Великие Ложи обычно считают те Великие Ложи, которые соблюдают такие же, как у них ландмарки, регулярными; те же, которые их не соблюдают — «иррегулярными».
Киокушин
Федерации (Организации) обычно считают те Федерации, которые имеют близкие к своим технические программы и требования к аттестации, «истинными».

Масонство
Масонство существует в форме местных лож — обычно небольших групп, объединённых как правило территориально.
Киокушин
Киокушин в большинстве организаций (кроме IFK и KI) существует в виде бранчей (филиалов), объединенных, как правило территориально. Хотя есть примеры и экстерриториальных бранчей. В Федерациях с национальным построением, функцию единого бранча выполняет назначаемых национальное представительство.

Масонство
Местные ложи учреждаются Великой Ложей, которая служит для них материнской.
Киокушин
Бранчи учреждаются Хонбу. В Федерациях с национальным построением, национального представителя (в отличие от президента национальной федерации) все равно назначает Хонбу.

Масонство
Как правило, в одной стране существует только одна «Великая Ложа» той или иной масонской юрисдикции, хотя при этом могут быть представительства «Великих Лож» других стран.
Киокушин
Как правило, в одной стране только одна Федерация (Организация) официально признается государством, хотя при этом имеются представительства и бранчи других Федераций.

Немного подробнее о регулярности.
«Регулярность» — это процесс, в ходе которого «Великая Ложа» отдельных стран выражают взаимное признание. Это признание делает возможным официальные отношения на уровне Великих Лож, и даёт масонам возможность посещать собрания лож признанных юрисдикций, и запрещает взаимодействие с «иррегулярными» ложами. Если масон посещает собрания нерегулярных лож, его членство в братстве может быть приостановлено на время, или же он может быть изгнан из него. Поэтому, все Великие Ложи составляют списки других юрисдикций и лож, которых они считают регулярными. Если «Великие Ложи» разных стран, «взаимопризнают» друг друга и разрешают «взаимопосещение», то они называются дружественными.
Наиболее крупными в мире являются две «Великие Ложи» — «Объединенная Великая Ложа Англии» и «Великий Восток Франции». Термином «иррегулярный» также повсеместно называются все самопровозглашенные организации, называющие себя «масонскими», но не признаваемые ни одной из основных ветвей.
А теперь сравните это с отношениями между федерациями и организациями Киокушинкай: непризнание крупнейшими организациями постоянно появляющихся новых организаций, признание и непризнание данов других организаций, возможность санкций за отношения с «иррегулярными» организациями и т.п. Обратите внимание, что в мире так же существуют две крупнейшие мировые организации ВКО и ИКО Мацуи, и все остальные организации рассматриваются как правило через призму отношений с этими двумя главными.

Второе – иерархия.
Иерархия в масонстве имеет структурообразующее значение. Существуют следующие три степени масонства:
1. Ученик — степень посвящения, которое делает кандидата масоном;
2. Подмастерье — промежуточная степень, связанная с обучением;
3. Мастер Масон — третья степень, необходимая для полноценного участия в масонской жизни.
Степени отображают уровни персонального развития. В масонстве не существует степени выше Мастера. (Хотя некоторые масонские системы и организации могут иметь дополнительные степени, которые имеют более высокие номера, эти степени могут рассматриваться скорее как приложение к степени Мастера, чем продвижение выше нее. Например, широко известный «Шотландский Устав» присуждает степени от 4° до 33°. Но чтобы получить эти добавочные степени, необходимо быть Мастером). Человек, вступающий в ложу, последовательно проходит эти степени, как правило, с определённым промежутком времени между присвоением каждой из них.
Базовые элементы нравственно-этической системы масонства содержатся в 1-й степени — степени Ученика, внимание посвящаемого обращается на необходимость углубленного самопознания, саморазвития и самосовершенствования, работы над собой и своими недостатками. Во 2-й степени — степени Подмастерья внимание посвящаемого обращается на окружающий мир, философию его восприятия, активность в нём, содержание степени апеллирует к разуму человека, проходящему через неё. Наиболее важная и драматическая 3-я степень — степень Мастера посвящена тематике смерти. Содержание трёх степеней может отличаться в деталях в ложах разных стран и юрисдикций (Великих Лож), ложах различных уставов, однако в целом деление масонства на три градуса, легендарное содержание 3-й степени являются традиционными, закрепляются стандартами регулярности и ландмарками.

Теперь посмотрим на Киокушин. При всей широте ученических и мастерских поясов и титулатуры, всю структуру Киокушина без всяких натяжек можно разделить на те же три степени: кохай (Ученик, младший), сэмпай (Подмастерье, старший) и сэнсей (Мастер). Обратите внимание, что эти три уровня – это именно уровни посвящения, они напрямую не связаны ни с какими степенями, кю и данами. Их ни в коем разе нельзя путать с формальной титулатурой обладателя кю (кохай), первого и второго дана (сэмпай) и третьего-четвертого дана (сэнсей). Все прекрасно знают, что старший пояс может назвать кохаем или сэмпаем даже обладателя черного пояса, в зависимости от их иерархических отношений между собой. И наоборот даже обладатели высших данов называют своих наставников (мастеров) сэнсеями. Степни кохай-сэмпай-сэнсей изначально означают именно степени посвящения. Все же остальные деления по кю, данам, а также всевозможные титулы Рэнси, Кеси, Ханси, Шихан и т.п. – не более чем дополнительные титулы, подобные дополнительным градусам с 4-го по 33-ий в масонстве.

Третье – посвящение.
Наиболее важным с эзотерической точки зрения моментом масонства является посвящение, фактически означающее ритуальную смерть старой личности и рождение новой. Проходя через сакральный ритуал умирает человек, а рождается масон.
Совершенно очевидно, что изначальные, Оямовские, чрезвычайно жесткие требования на сакральных мероприятиях – экзаменах на кю и даны, когда претендент за экзамен должен был «трижды умереть» — на кондиции, на кихоне и на кумитэ, по сути имели ту же цель: рождение нового человека. Блюминг вспоминал, как Ояма загорелся идеей сделать тест «100 боев» обязательным для претендентов на 1-ый дан. А этот тест – это реальное испытание на грани жизни и смерти.

Четвертое – ритуалы и символика
Масонство жестко ритаулизировано. Даже собрания проходят в ритуальной форме. И хотя не существует единого масонского ритуала, и каждая юрисдикция может свободно устанавливать (или не устанавливать) собственный ритуал, однако, между ритуалами юрисдикций есть схожесть. Масоны используют знаки (жесты), пожатия и слова для предоставления допуска к собраниям и опознания законных посетителей. Каждая „Великая Ложа“ свободна создавать собственные ритуалы, знаки, пожатия и пароли также могут отличаться от юрисдикции к юрисдикции. Более того, великие ложи могут периодически менять свои ритуалы, совершенствуя используемый язык, добавляя или опуская некоторые части.
Теперь вспомните самую обычную киокушиновскую тренировку, которая по сути представляет собой «регулярное собрание». В традиционных организациях все жестко регламентировано – от начального и конечного ритуалов и последовательности всей тренировки, до последовательности действий в разминке. Добавьте к этому строго ритуализированные приветствия в отношениях между членами организаций, где бы эти встречи не проходили  – сжатые кулаки, возглас «Осу», поклон.

С символикой тоже интересно
Общепринятыми символами масонства являются отвес, уровень, наугольник, циркуль, мастерок. Каждый из них имеет свое аллегорическое значение: отвес — символ стремления к совершенству, уровень — символ равенства, наугольник — символ уравновешенности и примирения неизменного стремления к совершенству с реально достижимым, символ земного, циркуль — символ умеренности и благоразумия, а также стремления к высшему и духовному, мастерок — символ укрепления братских связей. В киокушине такой системы символов нет, зато есть общепринятая «Клятва Додзе», и если вы ее вспомните, то увидите, что во многом она перекликается со значением этих символов. Просто это выражение не символьное, а прямое — лозунговое.
Но есть и более прямое совпадение символики. И касается оно одного из главных символов масонства – «Всевидящего Ока». Фактически во всех ветвях киокушина всего два символа – канзи (иероглиф) своей школы  и символ организации. В Оямовском киокушине это был традиционный канзи Киокушинкай и символ Канку. Остановимся на последнем. Абсолютно везде символ Канку объясняется как символ приветствия солнцу, проистекающий из ката Канку, где солнце приветствуется поднятыми вверх сложенными специальным образом ладонями – большие и указательные пальцы ладоней оттопырены и прижаты друг к другу. И при этом везде говорится, что образованная ладонями фигура напоминает символ Канку. Но вполне очевидно, что ничего общего между этими ладонями и Канку нет. Зато совершенно ясно виден треугольник, в центре которого помещается небесное Око – солнце. Так что, если это что-то напоминает, так как раз общеизвестное «Всевидящее око».

Я думаю, что параллели можно продолжить и дальше, но это уже лишнее. Остается лишь вопрос насколько сознательно Ояма строил Киокушин в таком виде. Его имя, под которым он стал известен всему миру — «Мас», и которое он создал сам, укоротив свое японское имя «Масутатсу», заставляет об этом задуматься.

PS. Оставляю вам на дом задание: рассмотреть вопрос вхождения киокушина в олимпийскую программу как проблему взаимопризнания двух масонских организаций: Киокушина и международного Олимпийского комитета, организованного членом «Великого Востока Франции».

Константин «Кот» Белый, 2012

Читайте также:

Комментарии: