Философия Будо

Додзёкун (Dojokun) – правила воспитания характера на Пути воина (Будо; Бу- воин, До — путь). Свод правил, объединяющий воедино философию Пути и технику боевого искусства.
Для чего это нужно? Для того, чтобы перейти от внешнего учения, к учению внутреннему, от формального изучения приемов, к сути будо, от тренировки тела перейти к тренировке духа. Правила додзёкун помогают жить в соответствии с принципами будо, а это значит начать особым образом познавать себя, окружающий мир и себя в этом мире. 

1. Совершенствуй свой характер.

Данный принцип формирует отношение ученика к самому себе. Тренировка не заканчивается в момент, когда мы пересекаем порог додзё, она должна продолжаться за его пределами, влиться в повседневную жизнь ученика. Борьба с самим собой во время тренировки, то особое отношение к себе, которое позволяет достичь успеха в освоении приемов, должно сопутствовать ученика и в обычной жизни.
Упражнения в процессе тренировки позволяют научиться следить за собой, трезво оценивать себя, находить причины и следствия своих реакций. Тренировка — маленькая модель жизни, в которой возникают различные ситуации, требующие контроля над собой, выбора правильных решений. Приучая себя к этому на тренировке, ученик начинает переносить полученные навыки в жизнь. Правильная оценка себя, того что движет им в данный момент. Эгоистичные устремления, навязанные предрассудки, излишняя эмоциональность – это то, от чего необходимо освободиться, согласно философии будо.
Тренируя своё тело и дух во время занятия, продолжай тренировать это в жизни. Научись справляться с самим собой. Помни, что главный враг таится там, где ты будешь его меньше всего искать.

2. Стремись к гармонии. Отстаивай пути истины.

Второй принцип определяет отношения с окружающим миром. Он призывает ученика искать гармонии, т.е. равновесия в своих поступках, в отношении к другим.
Требуя от других, нужно от себя требовать не меньше. Ученик должен не только брать, но и отдавать. Знать меру и “не перегибать палку”, как в большую, так и в меньшую сторону. Нужно иметь здоровый уровень амбиций и прилагать соответствующие усилия к ним.

3. Стремись к большему. Будь целеустремлен.

Ученик должен быть целеустремлен. Однако постановка целей требует осознанного и разумного подхода, что в свою очередь невозможно без зрелого характера.
То, каким выглядит наш мир, зависит от того, какие мы ставим перед собой цели и каким образом стремимся их достичь. Это значит, что мы несем ответственность за свои поступки. Все происходящее является порождением двух начал, внешнего и внутреннего мира. Стремясь и действуя, мы остаемся под влиянием неподвластных нам обстоятельств, это законы мира. Третий принцип тесно связан с первыми двумя. Для достижения целей, нужно избегать ошибок в своем внутреннем мире и в мире внешнем.

4. Соблюдай этикет.

Этикет служит формой выражения себя. Его соблюдение гарантирует правильное понимание вас другими. Неправильная оценка, недопонимание зачастую являются причиной многих конфликтов возникающих между людьми, это связано как с неумение выразить себя, так и с неумением понять другого. Этикет позволяет настроить связь между людьми. Без него искренность можно воспринимать как грубость, осторожность – трусостью, храбрость – бунтарством. Соблюдение этикета позволяет справиться с проявлением сиюминутной дисгармонии внутреннего мира, справившись с которой в будущем вы избежите возможной ошибки в настоящем. Одной из главных составляющих этикета является вежливость. Она помогает справиться с эгоцентризмом, выразить свое уважение.
В будо одной из основных форм выражения уважения является – рэй.

5. Откажись от насилия

Применение любых форм насилия является нарушением гармонии мира. В насилие выражается низкий уровень развития духовных качеств человека. Ученик должен стремиться к тому, чтобы преодолевать любую ситуацию, не прибегая к грубой физической силе. Нужно развивать в себе умение предвидеть складывающиеся обстоятельства и одерживать победу до боя, не вступая в него. Нужно помнить, что будо это в первую очередь путь борьбы с самим собой. Все, что мы привносим в мир, вернется назад.

Старый мастер.
Старые мастера учили, что единственным средством достижения состояния антиразума,
отрешенности (жу-син) служит медитация с сосредоточением на точке тан-дэн и правильное дыхание животом. Нарушение ритма дыхания (кокю-хо) во время схватки чревато смертельной опасностью, ибо выводит бойца из душевного равновесия.

Памятуя заветы китайских мастеров, классики бу-дзю­цу всегда старались максимально использовать силу взгля­да как в защите так и в нападении. Дистанция в пое­динке, парирование атаки, перехват инициативы и нане­сение решающего удара — все зависит от интенсивности зрения. Крупнейший мастер меча эпохи Токугава, Мия-мото Мусаси, писал в своей книге «О пяти связях»:

«С древних времен наставники воинских искусств по-разному обучали, куда именно направлять взор, но сей­час принято смотреть в лицо противнику так: сузить гла­за больше обычного и сохранять невозмутимость взгляда. При этом глаза не должны бегать по сторонам. Против­ника, находящегося рядом, нужно видеть как бы на не­котором расстоянии. Такой взгляд позволяет, разумеется, контролировать все действия противника и в то же вре­мя— видеть, что происходит справа и слева от тебя. Боец всегда должен видеть предметы удаленные как если бы они были совсем близко, а предметы, находящиеся вблизи,— как если бы они были удалены. Меч противни­ка нужно ощущать не глядя на него».

Развивая такое своеобразное зрение, самураи порой проводили часы и дни в созерцании какого-нибудь лист­ка на ветке, крутящегося веретена или песчаного узора в дзэнском «сухом» саду. Боковое зрение разрабатывали, подолгу глядя только в одну сторону на мелкий предмет, общую обзорность — вращением глаз.

Заветы Такуана, Мусаси, Камиидзуми свято чтили все мастера кэмпо, независимо от их узкой специализа­ции в конкретном виде оружия и от принадлежности к той или иной школе. Следование этим заветам должно было дать главное: внутреннее видение, постижение про­тивника на парапсихологическом уровне, сокровенное «шестое чувство», или «экстремальный разум» (гоку-и). Об истинной значимости гоку-и повествует следующий исторический эпизод. Однажды Миямото Мусаси странст­вовал по дорогам Центральной Японии. Завидев в отда­лении фигуру самурая среднего роста и крепкого сложе­ния, он по осанке сразу же определил крупного мастера бу-дзюцу. Подойдя ближе и оценив «духовную наполнен­ность» (кокю) неизвестного самурая, Мусаси решил про себя, что это не кто иной, как знаменитый мастер меча Ягю Дзюбэй — глава прославленной школы Ягю синка-гю-рю. Путники поравнялись и молча разошлись, обме­нявшись взглядами. Пройдя еще несколько шагов, оба одновременно оглянулись, и неизвестный спросил: «Про­стите, уважаемый, не вы ли будете Миямото Мусаси?» «Да,—ответил Мусаси,—а вы, конечно, Ягю Дзюбэй?» Обменявшись краткими приветствиями, они направились в придорожную корчму и заказали по чашке чая. Пили не торопясь, время от времени поглядывая друг на друга. Потом попросили принести им облавные шашки (го) и начали играть. Стиль игры был у каждого свой, по ре­шающего перевеса ни один из партнеров не мог добить­ся. Молча они признали ничью, встали, раскланялись и разошлись. Обоим не понадобилось ни единого слова, ни единого жеста для того, чтобы убедиться в равенстве сил, полном ментальном паритете.

Вода — один из древнейших и всеобщих религиозных символов.

Вода – это жизнь, без нее не может быть жизни.

Но вода — и символ разрушения и смерти.

Она образ иррационального и неуправляемого.

Вода – символ очищения, чистоты, а значит – возрождения и обновления.

 

Сила дыхания.
Как постепенно укрощаются львы, слоны и тигры,так и дыхание постепенно укрощается.
Иначе оно убьет практикующего…

 

Читайте также:

Комментарии: