Психологическая подготовка спортсмена в современном пауэрлифтинге
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА В СОВРЕМЕННОМ ПАУЭРЛИФТИНГЕ | Версия для печати |
Основными компонентами достижения результатов в пауэр-лифтинге, как, впрочем, и в других видах спорта являются: физическая форма, техническая и психологическая подготовка. Темой настоящей публикации является влияние психологической подготовки на результат спортсмена.
Начнем со всеобъемлющего понятия <психология> и дадим определение этому в пауэрлифтинге. Я хочу полностью раскрыть все возможные причины неудач и ошибок, а также предложить рекомендации для того, чтобы можно было их не только исправить, но и решить многие стратегические и тактические вопросы психологической и физической подготовки для каждого спортсмена и для сборных команд.
Начну с цитаты К. Маркса и Ф. Энгельса: <В противоположность немецкой философии>, — писали они — <для нас исходной точкой являются деятельные люди, развивающее свое материальное общение, изменяющие вместе с этой своей деятельностью свое мышление и продукты своего мышления…>
Из всего сказанного логически вытекает и понятие о предмете психологии физического воспитания и спорта. Она, как специальная отрасль, изучает закономерности проявления и развития психики деятельной личности в специфических условиях и при специфических нагрузках.
Специфические условия деятельности в физическом воспитании характеризуются: развитием физических и моральных сил; физическими и психическими напряжениями; предсоревновательным и соревновательным настроем; спортивными достижениями (рекорды, победы на чемпионатах Москвы, России…) С этими условиями необходимо соблюдать режим воспитания спортсменов на различных онтогенетических уровнях от юношей до ветеранов. Каковы же методы соблюдения этих специфических условий и непосредственного внедрения их в спортивную жизнь.
1. Метод сравнения. Используется для изучения психологических различий в психических процессах, состояниях и личностных особенностях спортсмена в зависимости от возраста, пола, квалификации, условий тренировки и соревнований.
2. Комплексный метод. Метод включает в себя многостороннее изучение спортсмена с помощью многих методик. Например, подготовка спортсмена с помощью гипноза, самогипноза или возможности самостоятельной разработки тренировочного плана и спортивного питания для других. Метод составления тренировочной программы применим как для начинающих, так и для более подготовленных атлетов.
3. Метод наблюдения. Основан на изучении психических, двигательных, поведенческих и других проявлений (в данном случае необходимо использовать видеокамеру). Целесообразно просматривать материал в кругу своей спортивной команды для того, чтобы на месте делать негативные и позитивные замечания по ходу просмотра.
4. Метод самонаблюдения. Спортсмен сам устанавливает признаки, по которым он определяет точность и правильность выполнения движения (например, в жиме лежа — правильный подбор постановки рук и точное касание на груди, что позволяет найти максимальный импульс применения обратной силы жима).
5. Метод <обсуждение> или <беседа>. Здесь надо очень четко знать и чувствовать, насколько ваш подопечный психологически готов для беседы и какой ключ необходимо подобрать к нему Тактически, разговор должен быть непродолжительным и иметь свойственно-характерное направление для возможности полностью раскрыть ту или иную причину дискомфортного состояния. Необходимо применять педагогические методы для поднятия духа и психической готовности при тренировках и подготовке к соревнованиям.
6. Метод <анализа>. Это заключительный метод, где обязательно следует провести заключительный анализ общего психологического настроя вашего спортивного коллектива, выявить ярких <положительных> лидеров, которые способствуют развитию и становлению морально-психологического климата. Необходимо дать возможность спортсменам для самопро- явления и самооценки, а также создать рабочую обстановку в зале. Взаимодействие партнеров по команде носит характер сотрудничества, предусматривающего различные формы деятельности: физическую взаимопомощь, помощь при подготовке спортсмена для выхода на помост (подготовить и замотать бинты, майку и тд.), заменить выбывшего из строя товарища по команде. Эффективность взаимодействия партнеров зависит от психологического климата в команде, сплоченности, сложившихся межличностных отношений, наличия авторитетных лидеров, хорошо отработанных навыков и опыта совместных действий. Важное значение для эффективности спортивной деятельности имеет взаимодействие тренера и спортсмена. Тренер выступает в качестве субъекта, а спортсмен в качестве объекта управления. При этом, функция управления заключается в направленном влиянии на тактико-технические действия спортсмена, в воздействии на его психическое состоянии и поведение в целом.
Эффект управляющих воздействий тренера в совокупности с сознательными усилиями спортсмена находит свое выражение в программе соревновательных действий и изменениях в них, в динамике психических состояний спортсмена, во взаимной удовлетворенности и взаимопонимании между тренером и спортсменом, в результативности действии, главным критерием которой служит спортивное достижение.
А.И. Леонтьев пишет: <Психология человека имеет дело с деятельностью конкретных индивидуумов, протекающей или в условиях открытой коллективности — среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром>.
Нетрудно определить, что состязания по пауэрлифтингу протекают именно <с глазу на глаз> спортсмена и штанги. Здесь, наряду с морально- психологической подготовкой должен сработать навык атлета. Формирование двигательных навыков в спорте не менее важно, чем развитие силы, взрывной силы, выносливости и т.д. Победителем обычно становится тот, кто знает как прилагать силу и скорость, а не тот, у кого эти качества просто развиты. Приобретение навыка означает более высокую эффективность движений, экономичность усилий, а значит и улучшение результата. Некоторые навыки требуют от спортсмена лишь точности движений всего тела или отдельных его частей. Как пример, рассмотрим упражнение <жим лежа>. Я долго наблюдал, как четкими выполняет это движение чемпион России Константин Зудни. Он занимается у нас, в Московском СК <Сходня>.
В начальной фазе упражнения — правильный хват руками, рассчитанный по сантиметрам, максимальная стойка на мосту; затем идет съем штанги по определенно-заданной амплитуде. После команды <жим>, медленно и четко штанга опускается в заданную точку и резким направленным движением вверх, также по заданной прямой, принимает конечное положение. Спортсмен только повторяет отработанные и изученные до малейших подробностей движения этого упражнения.
И в результате, на прошлом Кубке Москвы им было установлено два рекорда г Москвы подряд. В весовой категории 60 кг был зафиксирован вес 150 и 152.5 кг
Становится все более очевидно, что при освоении какого-либо навыка, мы мысленно производим оценку действий. Чтобы избежать перегрузки информацией, указания тренера должны сочетаться с внутренними са- моприказами спортсмена. После завершения подхода, спортсмену необходимо некоторое время для оценки того, что именно произошло, то есть, он должен производить само движение и результаты приложенных усилий до того, как тренер выскажет свое мнение. Своевременность указаний тренера спортсмену важно, как и объем передаваемой информации. Иными словами, словесную информацию, касающуюся механических принципов, самоприказов и других способов воздействий, целесообразно использовать для начинающих спортсменов.
На последующих стадиях формирования навыка, спортсмен должен получать меньше формальных инструкций, больше концентрировать свое внимание на элементах движения. При этом необходимо, с помощью метода <проб и ошибок> экспериментировать, выбирая различные способы выполнения упражнений, выбирая тот, который наилучшим образом соответствует его двигательным возможностям. Тренер обязан заострять внимание спортсмена на отдельных частях движений, используя такие фразы, как <мощнее движение вверх> (в приседании) или <в каждой точке — ускорение> (в жиме лежа), или <сильнее срыв ногами> (в тяге).
Также необходимо включать дополнительные, формирующие навыки, упражнения. Эффективность тренировки зависит от того, насколько она разнообразна. Для того, чтобы достигать большего результата в каждом движении, необходима отработка каждого из его элементов.
Для приседания: приседания на лавку; полуприседы; съемы; приседания с отягощениями на поясе; приседания в <уступающем> режиме; приседания с задержкой в нижней фазе.
Для жима: жим стоя; отжимания от брусьев; жим узким хватом; дожимы; отжимания на платформе.
Для тяги: тяга с плинтов; тяга из <ямы>; приседания на платформе с отягощениями на поясе; тяга становая (классическая); гиперэкстензии; наклоны со штангой.
Немаловажную роль в ходе подготовки играет идеомоторная тренировка. Были проведены исследования, которые показали, что: идеомоторная тренировка способствует более быстрому освоению движения, чем его простое восприятие; идеомоторная тренировка наиболее эффективна на ранних стадиях освоения навыка. В ходе такой тренировки, спортсменам предлагается мысленно представить, что они выполняют какое-то движение (желательно проговаривать вслух элементы выполняемых движений); мысленное прохождение на так называемых опорных пунктах — трудных моментах, дает позитивные результаты в дальнейшей физической работе.
Но по моему мнению, еще более эффективны словесные управляющие воздействия, включаемые в процесс практического выполнения действия. <В психологии спорта довольно давно известна положительная роль мысленной регуляции в процессе овладения, скажем, прыжки в высоту с разбега. Например, при овладении разбегом, ритм беговых шагов регулируется проговариванием (вслух или мысленно): та-та-та, предпоследний шаг — та-а-а, последний — та!> — А. Ц. Луни. Также и у нас — у каждого тренера должны быть разработаны свои методические подходы к каждому из своих учеников в зависимости от его эмоционального и соревновательного настроя. Так, например, я использую согласную букву <с>. Научно доказано, что в случаях, когда согласная <с> ударная, гипофиз атлета, для которого звучит команда <возбудится> и через спинной мозг даст команду мышцам для работы.
В приседании, когда я вывожу Сергея Березина, то подаю команду: <Сережа-сможешь-сильно-со стоек- снять жестко>. После команды судьи: <сесть>, обязательно продолжаю психа-голосовую работу: <Сильно в бинты> или <сильно в отдачу>, или <снизу сильно встаешь!>
Итак, совокупность признаков готовности к соревнованиям включает: готовность моральную, функциональную, психическую, специальную (физическую, техническую, тактическую, теоретическую).
<Готовность психическая является необходимым компонентом единого целого, нередко имеющим решающее значение для успеха соревновательной деятельности. Она (готовность — прим. <МС>) представляет собой одно из психических состояний спортсмена. Как и всякое другое психическое состояние, оно — целостное проявление личности (И.Д. Левитов, А.Ц. Луни), всегда причинно обусловлено (И.Д. Левитов), имеет в своей основе тот или иной функциональный уровень коры больших полушарий головного мозга в соотношении с подкоркой (И.А. Костенецкая, В.И. Мясинцев), характеризуется определенными временными параметрами (И.Д. Левитов, А.Г Ковалев) и мерой (В.И. Демидов, А.Ц. Луни)>.
Теоретические и экспериментальные исследования А.Ц. Луни послужили основанием для установления структурных компонентов синдрома состояния психической готовности к тому или иному действию. При участии в соревновании ими являются — трезвая уверенность в своих силах, стремление упорно и до самого конца бороться за достижение соревновательной цели (нередко за победу), оптимальный уровень эмоционального возбуждения, высокая <помехоустойчивость> против сбивающих внешних и внутренних влияний, способность произвольно управлять своими действиями, мыслями, чувствами и поведением в целом.
Комментарии: